kiablogger (kiablogger) wrote in kiablog,
kiablogger
kiablogger
kiablog

Kia Motors. История способности удивлять

О KIA в прошлом и настоящем: интересный слог, множество ретро-фотографий предшественников современных моделей KIA, политические заметки на полях. Своим взглядом на историю KIA Motors поделился наш читатель Денис Деткин.

Оригинал взят у eldenzo в Kia Motors. История способности удивлять

Kia Motors считается старейшей автомобильной компанией Южной Кореи, настолько старой, что даже сама Южная Корея и то моложе. Помимо того, что родная страна компании разделилась на две, за время ее существования менялось и название и даже немного род деятельности, но всегда производство было связано со средствами передвижения. На сегодняшний день Kia является одним из крупнейших мировых автопроизводителей, и рост компании был на удивление быстр и стремителен, что вполне оправдывает их слоган The Power to Surprise


А началось все во времена Второй Мировой Войны. В 1944 году в местечке под названием Кёнсон (Kyungsung) на юге Сеула была создана компания Kyungsung Precision Industry, которая занималась преимущественно изготовлением велосипедных деталей и стальных труб. На конец 40х - начало 50х годов двадцатого столетия пришлась Корейская Война, которая, безусловно, влияла на развитие промышленности далеко не лучшим образом. Но тем не менее компания худо-бедно развивалась и в начале 50х годов запустили собственную линию по производству велосипедов. Примерно тогда же появилось на свет название Kia. Есть мнение, что слово состоит из частей “ki” и “a” - в расшифровке и переводе с корейского что-то типа “пришедший из Азии”. К концу 50х - началу 60х было начато производство мотороллеров и мотоциклов, а в 1962 году был выпущен первый маленький трехколесный грузовичок Kia K-360.


Kia K-360

Тем временем закончилась Корейская война, образовались два государства - Корейская Народно-Демократическая Республика (aka Северная Корея) и Республика Корея (aka Южная Корея). Северной Корее досталось большое количество промышленных предприятий она была более сильной как в военном, так и в экономическом плане. В Южной Корее тем временем процветала коррупция, население требовало политических и экономических реформ. В результате майского переворота 1961 года к власти в Республике Корея пришел Пак Чон Хи, который сумел провести ряд существенных экономических реформ, что привело к бурному росту экономики страны в 60х - 70х годах. Несмотря на антияпонские настроения в обществе, правительство активно развивало отношения именно со страной восходящего солнца, благодаря чему японские технологии и средства стали доступны южным корейцам. Так же в ответ на сотрудничество в рамках Вьетнамской войны немалую экономическую поддержку оказывали США. Благодаря политике протекционизма, проводимой Паком, в стране стали развиваться и приобретать все больший вес чеболи - южнокорейские конгломераты, состоящие из различных самостоятельных фирм, фактически находящихся под единым контролем определенных семей. Kia была как раз одной из них. Существовал запрет на ввоз готовых автомобилей в страну, а японские и американские автопроизводители были открыты для сотрудничества, таким образом у Kia была возможность собирать “свои” модели из импортных деталей, а к концу 60х стали снижать зависимость от импорта, производя необходимые комплектующие внутри страны. Так в 1971 году увидел свет их первый грузовик в привычном нам, современном понимании этого слова - Kia Titan, произведенный по лицензии Mazda. Два года спустя был запущен завод Сохари, где в том же году компания выпустила первый свой двигатель внутреннего сгорания, а позже, в 1974, здесь же стартовал выпуск первой легковой Kia Brisa. Это был не совсем самостоятельный проект, по сути это была слегка видоизмененная Mazda Familia второго поколения, оснащенная 1 литровым двигателем мощностью в 62 лошадиные силы, а год спустя, с октября 1975, автомобили стали комплектоваться так же двигателями объемом 1,3 литра с отдачей в 72 лошадиные силы. Что примечательно, немного раньше пассажирских Brisa начали производить аналогичную модель, но в кузове пикап и именно этот вариант стал первым экспортируемым автомобилем компании. В 1975 году первая партия пикапов Kia Brisa B-1000 отправились в Катар, что являлось огромным достижением для южнокорейского автопроизводителя.


Kia Brisa

Тем временем жизнь в стране текла своим чередом, после убийства Пак Чон Хи и небольшого переходного периода к власти пришел Чон Ду Хван, который продолжил начатый экономический курс. Однако правительство Чон Ду Хвана решило, что автопромышленность развивается слишком быстро, ввело определенные ограничения для компаний и поделило рынок, в результате чего Kia были вынуждены свернуть производство легкового транспорта и сфокусироваться на грузовиках, в 1981 году семейство Brisa, ставшее родоначальником легковых Kia, сняли с конвейера.


Kia Brisa Pick-up B-1000

Сосредоточившись на коммерческом транспорте в 80е Kia не без помощи все той же Mazda производит на свет крайне успешную модель Bongo, которую продают как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Заграничная экспансия развивалась семимильными шагами, в течение 80х компания проникает на рынки Японии, Европы, где иногда конкурирует со своим японским партнером. А вот возврат к легковому сегменту связан с сотрудничеством уже с североамериканской компанией. В 1986 году по соглашению с Ford, Kia стала выпускать их субкомпакт Ford Festiva в том числе под своим названием названием Pride. Изначально модель разрабатывалась все той же Mazda по заказу Ford и, в итоге, на различные рынки вышли 3 разновидности одного автомобиля - Ford Festiva, Mazda 121, Kia Pride. Южнокорейский автомобиль выпускался в вариантах кузова практически на любой вкус: 4х-дверный седан, 3х- и 5-дверный хэтчбэк, а так же 5-дверный универсал. Производство продлилось аж до 2000 года, а с 2001 по 2005 иранская SAIPA собирала свои модификации Kia Pride, так же в разные годы модель собирали в Египте и Китае. Продажи шли хорошо, в том числе и на зарубежных рынках, на которых компания уже стала серьезным игроком. До конца 80х появилось еще несколько новых моделей таких как Concord и Capital.


Kia Pride

В отличие от европейских, американских и японских производителей корейцы обладали крайне дешевой рабочей силой, что не могло не сказываться на цене готовой продукции. Это было их серьезным конкурентным преимуществом и помогало не меньше чем протекторат правительства, но политические и экономические изменения в стране продолжались и к концу 80х - началу 90х доминирующая позиция чеболей значительно ослабла, а восстания рабочих вынудили крупные компании существенно поднять уровень оплаты труда на своих производствах. Ввиду своей значимости как в стране, так и в мире Kia не оставалось ничего иного, как сделать шаг вперед, в соответствии с вектором развития страны. Они постепенно отказываются от устаревающей национальной модели компании и, хотя окончательный выход из чеболи произойдет только в 2003 году, уже в 1990 становятся независимой публичной корпорацией и берут официальное название KIA Motors Corporation.


Kia Sephia

Развитие дает положительный результат. В 1992 году Kia выпускает свой 4х-дверный седан на базе шестого поколения Mazda Familia под названием Sephia, который становится бестселлером на внутреннем рынке и именно с этой моделью они решают наконец выйти на рынок США, открыв там свою дилерскую сеть. В 1993 году появляется первое поколение Sportage, которое через некоторое время так же появляется на американском рынке. Компактный внедорожник хорошо показал себя в спорте, выступая в таких серьезных соревнованиях как “Париж-Дакар”.


Kia Sportage

Продажи и доходы компании довольно быстро росли, чего правда нельзя было сказать о прибыли. Модельный ряд пополнялся, производство развивалось полным ходом, но, к сожалению, эффективность инвестиций была довольно низкой, в связи с чем рос долг компании. К середине последнего десятилетия XX века Kia вошла в 20 крупнейших автопроизводителей мира и была 7й по величине корпорацией Южной Кореи, но финансовое положение стало ухудшаться. В июле 1997 года в Азии разразился крупный финансовый кризис, который сильно ударил по Южной Корее и буквально добил Kia, компания вынуждена начинать процедуру банкротства.


Раздувшийся южнокорейский финансовый пузырь лопнул. Неэффективное финансирование проводимое семьями, контролирующими чеболи, исключительно в своих интересах являлось одной из важных причин кризиса в стране, банкротства Kia, и усилило борьбу нового демократического правительства страны с этими отголосками прошлого. Власти склонялись к тому, что обанкротившиеся компании должны спасать преимущественно иностранные инвесторы, дабы ослабить влияние местных кланов. Несмотря на это, покупатель для Kia нашелся внутри страны. 51% компании Kia Motors Corp. был приобретен Hyundai Motor Group, что положило начало новому витку развития и этих марок, и всего южнокорейского автомобилестроения.


Kia Visto

На рубеже XX-XXI веков Hyundai-Kia постепенно справились с долгом и объединили усилия в разработке новых моделей. Новые автомобили стали строить на общих платформах, что в наши дни типично для объединений автопроизводителей, ведь это позволяет снизить затраты на разработку. Первыми “двойняшками” стали Kia Visto и Hyundai Amica. Однако было бы не логично двум корейским компаниям производить абсолютно аналогичные автомобили, поэтому их немного развели на разные сегменты. Бренд Kia было решено ориентировать на молодых и стильных потребителей, а Hyundai - на более консервативную зрелую публику.


Kia Rio

Объединение компаний помогло Kia начать новый этап роста. Популярность марки в мире вновь растет. Модели становятся узнаваемыми и запоминаемыми. В течение первых пяти лет XXI века появляются такие модели как Picanto, Rio, Cerato, Sorento, немного позже появляется Cee’d. Автомобили получают высокие оценки как от покупателей, так и от журналистов. Kia перестают быть “дешевыми” автомобилями в плохом смысле этого слова, все больше внимания уделяется качеству продукции, а так же потребительским свойствам.


Kia cee'd

Одним из важнейших рынков для марки является Россия, еще с 90х годов XX века внутри страны производится сборка различных моделей. К концу 2000х Kia стала одним из лидеров российского рынка, а в 2011 была выпущена отличная от европейской отдельная российская версия Kia Rio третьего поколения на основе Kia K2, выпущенной для китайского рынка.


Российская версия Kia Rio 3 поколения

В 2006 году главным дизайнером Kia стал немец Петер Шрайер, который в свое время “нарисовал” такие значимые автомобили как Audi TT первого поколения или Volkswagen Golf 4. Приход нового шеф-дизайнера помог Kia получить свое собственное узнаваемое “лицо” - радиаторная решетка “нос тигра” стала основной чертой нового фирменного стиля марки. Внешний вид новых моделей привлекал внимание как мастеров в сфере автомобильного дизайна, так и простых автолюбителей, о чем говорит быстрый рост продаж. В связи с невероятным успехом Петер Шрайер стал шеф-дизайнером всего концерна Hyundai-Kia, а в конце 2012 года стал одним из трех президентов Kia Motors.


Kia Optima

Автомобили Kia стали серьезным конкурентом европейским и японским маркам, хотя по некоторым техническим показателям корейская компания еще в роли догоняющего, свое место на рынке они заняли прочно и останавливаться не собираются. Неказистые дешевые машины, которые компания поставляла ранее ушили в прошлое. Нынешние модели обладают достойным качеством, могут похвастаться дизайном и оснащением, но, безусловно, прибавили и в цене. Поняв, что новый имидж марки нисколько не отпугнул покупателей, в Kia решились на очень серьезный шаг, они посягнули на святое - на “премиум”. В 2012 году публике представили первый премиальный заднеприводный седан компании Kia, носящий имя Quoris (или K9 в Южной Корее). Автомобиль создан на той же платформе, что и Hyundai Equus, представленный тремя годами ранее, и так же является дорогим полноразмерным седаном представительского класса. Однако, в отличии от собрата Quoris немного короче, имеет более короткий передний свес, чуть большую колесную базу, а так же более агрессивный и спортивный вид.


Kia Quoris

Стать полной заменой BMW 7er или Mercedes-Benz S-klasse конечно корейский седан не сможет, хотя бы потому что в премиальном сегменте как нигде важно имя, но столь напористый подход не может пройти незамеченным.

Kia_Sportage_07_2010
Kia Sportage 3 поколения

Стремительное развитие Kia привело к тому, что во многом модели этой марки обходят своих “братьев” с фамилией Hyundai. На данный момент компания находится в расцвете сил, и очень важно не потерять правильный вектор. Путь от велосипедных деталей, до Kia Quoris, от маленького цеха на юге Сеула до сборочных фабрик по всему миру - это, как часто и бывает, череда плавных взлетов и внезапных резких падений. Сможет ли компания вновь поймать волну, на которой перейдет на новый для себя уровень? На сегодня Kia Motors один из лидеров рынка как в мире так и в нашей стране. Это достигается преимущественно благодаря недорогим моделям в линейке производителя. Такие машины обычно не могут похвастаться какими-то великими техническими достижениями, они просто ездят из пункта А в пункт Б. Но Kia постепенно все глубже залезает в более дорогие сегменты и когда все привыкнут к нынешнему положению марки, для продолжения роста и развития придется удивлять чем-то более серьезным, чем красивый дизайн, бесперебойная работа и обилие приятных опций.


Kia pro_cee’d GT и Kia cee'd GT

Анонс в 2013 году нетипичных для данной марки хот-хэтчей cee'd GT и  pro_cee’d GT порождает надежду, что быть может в ближайшем будущем компания обратит свое внимание и на этот сегмент. Было бы очень неплохо, если бы в дальнейшем автомобили Kia стали ездить и управляться острее, интереснее и веселее. А пока Kia Motors - компания, чей рост в последнее десятилетие вероятно был самым ярким среди всех мировых автопроизводителей.

Все фото - Kia Motors (www.kia.com/worldwide/, www.kia.ru)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments